. Сенситивные периоды развития ребенка: воспитайте гения

Сенситивные периоды развития ребенка: воспитайте гения

Маленький мальчик сидит один, понурившись (спиной к фотокамере). Рядом большой плюшевый медвежонок, который вместо родителей разделяет плохое настроение своего хозяина

Не упустите сенситивные периоды развития малыша

При рождении каждый карапуз получает множество даров... Сможет ли он ими воспользоваться — зависти от отношения родителей к бэби (точнее: к его развитию, причем начиная с первых дней жизни).


Воспитайте счастливого и талантливого ребенка

Формирование нейронных связей в разных участках головного мозга у мальчиков и девочек происходит по графику. Этими «окнами» (по-научному: сенситивные периоды) надо успеть максимально эффективно воспользоваться. Причина: они длятся недолго — от нескольких месяцев до нескольких лет... По окончанию же благоприятного времени для формирования определенных свойств и навыков — наверстать упущенное уже невозможно.

Так, например, до 3 лет папы и мамы «программируют» карапуза на успешную или на неудачную жизнь. А следующие 6 лет (с 3 до 9) от поведения предков зависит: какие способности проявятся у отпрыска, то есть станет он физиком, или лириком, или «серой мышью».

Кандидат медицинских наук, психиатр и психотерапевт клиники «Здоровый баланс» Богдан Мельник рассказал: «Младенец рождается, говоря простыми словами, с 50 тыс. элементами центральной нервной системы. А уже к 18 годам более 100 миллионов нейронов, взаимодействуя между собой, образуют в среднем 100 миллиардов контактов-синапсов. Они формируются с первых дней жизни и влияют на развитие интеллекта, способностей и талантов. Другими словами, мозг бэби, как чистый лист бумаги: что напишите, то и прочитаете».

На инфографике: 10 основных сенситивных периодов развития от первого дня жизни младенца до 9 лет

Сенситивные периоды развития физических качеств

С 1 дня жизни запускается тонкая настройка ребятишек — она тесно связана с двигательной активностью, которая поддерживает работу сердца «подгоняющего» циркуляцию крови. Кровь, в свою очередь, снабжает кислородом главный компонент центральной нервной системы — серое вещество головного мозга. Именно от него зависят качество: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса... и, соответственно, памяти, эмоций, речи.

Вывод: не пеленайте кроху и не забывайте про ежедневный массаж и зарядку для сына или дочки. Кстати, детям постарше: с 4 и до 18 лет надо двигаться в два раза больше, чем взрослым людям. Это необходимо и для поддержания физической формы (чтобы не дразнили жирными в садике и школе), а главное, повторюсь, для работы мозга.

Совет. С 4 до 6 лет мальчиков и девочек рекомендуется записывать в детские спортивные секции. В том случае, если чадо теряет интерес, например, к гимнастике — отправляйте в бассейн. Не понравилось плавать? Попробуйте карате... Словом, позвольте отпрыску методом проб определиться с выбором и менять его по желанию. Важно: ни в коем случае не упрекайте в непостоянстве. Обоснование: любые новые навыки будут полезны как для здоровья, так и для умственного развития.

Обратите также внимание на время формирования 5 важных физических качеств

  • С 6 до 8 лет вырабатывается гибкость.
  • С 9 до 12 лет появляется ловкость и сила.
  • С 9 до 10 и с 12 до 13 лет укрепляется выносливость и быстрота.

Сенситивные периоды развития речи

Практически каждая женщина разговаривают со своим еще не родившимся младенцем, который реагируют как на голос мамы, так и на классическую музыку. Поэтому очень важно: с первых минут жизни малыша продолжать с ним беседовать. Постоянно рассказывайте: как вы его любите; что сейчас будете делать (кормить, переодевать, купать...); пойте колыбельные; читайте сказки и стихи... При этом ни в коем случае не «сюсюкайте» и не переходите на «детскую лексику». Такой подход позволяет мальчикам и девочкам быстро и правильно заговорить.

Не упустите благоприятное время для формирования речи

  • С первого дня бэби слышит голос родителей и достаточно быстро начинает поворачивать голову на звук. Если этого не происходит, чтобы откорректировать проблему, обратиться к врачу.
  • После 2 месяцев карапуз должен заинтересоваться движением губ взрослых и пытаться подражать звукам.
  • С 6 до 12 месяцев слуховой отдел коры головного мозга подстраивается под мелодику родного языка (к году этот процесс завершается). Кроха лепечет и складывает из звуков первые слова.
  • С 18 месяцев учится формулировать предложения, пополняет свой словарный запас, пытается высказывать просьбы и желания, интересуется буквами на кубиках.
  • С 4 лет — начинайте обучать чтению.

Если хотите развить у ребенка лингвистические способности — к занятиям приступайте как можно раньше (даже с первых дней жизни). Например, если мама разговаривает с бэби только на русском, а папа, предположим, исключительно на английском, то путаницы в маленькой голове не возникнет. Ребенок с каждым из родителей будет общаться на выбранном ими языке. А после 8-9 лет сделать из наследника полиглота уже не получиться.

Обратите внимание: у пап и мам, которые постоянно общаются со своими детьми, словарный запас карапузов к 20 месяцам на 131 слово больше, чем у их сверстников. Причем этот разрыв к 24 месяцам составляет 300 лексических единиц и постоянно увеличивается.


Сенситивный период становления зрительной системы

С 2 до 8 месяцев запускается процесс формирования зрительных нейронов. Поэтому к 60 дням (хотя можно и раньше) правильно обустройте детскую комнату. Наклейте цветные обои или разрисуйте стены (окрашенные в однотонный цвет) узорами и фигурками сказочных героев. Позаботьтесь также о разноцветных и блестящих игрушках, абажурах, одеяльцах... Важно: не переусердствуйте — интерьер не должен быть чересчур ярким и будоражащим. Тут надо добавить: исследования показывают, что интеллектуальный уровень малышей, скажем так, из «монохромного интерьера» на 3 и больше месяцев отстает от показателей бэби из красочного мира.

Важно: обратите внимание на зрение отпрыска. При катаракте операцию надо провести своевременно — до двух лет. Если позже, то даже самые лучшие хирурги-офтальмологи не гарантируют успеха.


Сенситивный период для умения владеть собой

По глазам видно — малыш расстроен, но при этом сосредоточено думает и плакать не собирается

Между 10 и 18 месяцами — кроха должна освоить навыки владения собой. Речь идет об установлении связей между эмоциональным и рациональным отделами головного мозга. Например, если ребенок капризничает или плачет (причина неважна — она может быть любой), то ни в коем случае не оставляйте его одного, даже если вы очень устали. Обязательно приласкайте и успокойте — именно так вы учите чадо уверенности, что боль (от ушиба), страх (от того, что остался один в комнате), растерянность (от потери игрушки) быстро проходят. Кроме того, ваше внимание и нежность позволяют карапузу приобрести крайне важный навык — успокаиваться самому, плюс к этому процессу подключать разум.

И наоборот: оставляя отпрыска наедине с проблемой (по принципу: устанет реветь и сам уймется) родители по собственной воле тормозят его умственное развитие. Более того, малыш начинает оценивать окружающий мир исключительно как агрессивный, плюс никогда (до самой старости) не научится самостоятельно и правильно находить выход из сложных ситуаций.

И еще: обязательно отвечайте на положительные эмоции наследника и поддерживайте их, ведь для него все в мире в новинку. Например, дитя прыгнуло в лужу и хохочет от вида разлетающихся в разные стороны брызг — смейтесь с ним. Кроха в восторге от увиденного самолета в небе — разделите восхищение на двоих. Ребенок заинтересовался бездомным котенком — проявите интерес, сочувствие и покормите зверушку... Таким образом, вы закрепите положительные эмоции и научите интересоваться всем новым.

Другими словами, вырастите активную и творческую личность, причем такой подход обязательно даст отличные результаты или в точных науках, или в искусстве. А вот безразличие и сдержанность сделают из мальчиков и девочек «серых мышей», которых ничего не будет интересовать в жизни, а значит и ничего не добьются.


Сенситивный период развития способностей

От 7 месяцев до 8-9 лет — лучшее время для становления талантов, однако без помощи папы и мамы они, как правило, остаются нераскрытыми. Алгоритм пробуждения заложенных природой данных весьма интересный и для многих покажется неожиданным. Так, например, у родителей музыкантов — дети, которые с пеленок слышат классические произведения, плюс рано начинают учиться пению и игре на фортепиано, в школе часто демонстрируют склонность к математике.

Объяснение: участки головного мозга, активизирующиеся при занятиях музыкой расположены рядом, скажем так, с логико-математическим отделом (его работу запускают классические произведения гениальных композиторов). Всего лишь год занятий музыкой в дошкольном возрасте развивает мышление, что гарантирует отличные оценки по точным предметам... А станет наследник физиком или лириком — решать не вам, а ему.

Совет. С 3 лет начинайте учить чадо простейшей арифметике, например, много или мало кубиков, одна машинка (кукла) или несколько... Обязательно покупайте игры, которые развивают интеллект, плюс находите загадки и шарады на смекалку и логику.


Не переусердствуйте с обучением

В завершение нашего разговора кандидат медицинских наук, психиатр и психотерапевт клиники «Здоровый баланс» Богдан Мельник подчеркнул:

«К восьми годам интеллект мальчиков и девочек сформировывается на 90 %, но результат требует закрепления, и на этот процесс природа отводит еще 2 года. Если же говорить об эмоциональном развитии, то оно продолжается лишь до полового созревания. Словом, временем разбрасываться не приходится, но и переусердствовать с обучающим процессом тоже нельзя. Поэтому занятия со своим дошкольником организовывайте исключительно в увлекательно-игровой форме. Если отпрыск устал или потерял интерес, то познавательный процесс сразу же приостанавливайте, ведь частое переутомление может существенно затормозить умственные способности».

Отправить комментарий

0 Комментарии