Презентация в лифте: как за 60 секунд найти работу или инвестора
Секрет elevator pitch: эффективная «речь в лифте» поможет провести презентацию за 60 секунд и найти престижную работу или инвестора для стартапа. Метод, опробованный за столетие, практикуют как соискатели вакансий и начинающие предприниматели, так и самые богатые бизнесмены мира.
Начну с того, что оборот речи «презентация для лифта» уже многие десятилетия не используется в прямом значении. Соответственно, не стоит переживать, в каком фойе караулить толстосума.
«Речь в лифте» (elevator pitch) — 100 лет практики
Прием elevator pitch (перевод с англ.: «речь в лифте») появился в 20-ых годах прошлого столетия. В период интенсивного строительства небоскребов молодые предприниматели США догадались проводить питчи для инвесторов в подъемниках. Таким образом, маститые бизнесмены были вынуждены слушать идеи начинающих коллег (благо разговор ограничивался минутой). Пока кабинка двигалась между этажами (от 30 до 60 секунд), наиболее удачливым и хорошо подготовленным соискателям денег удавалось договориться о финансировании нового проекта.
Пример успешной «презентации в лифте» — представление поисковой системы Google, состоявшееся во время краткого, правда, коридорного разговора в 1998 году. Опытом старшего поколения воспользовались Сергей Брин и Ларри Пейдж, предложив соучредителю Sun Microsystems Энди Бехтольшайму инновационный проект. Суть нововведения: ранжировать важность веб-страниц по количеству ссылок на них. Чек топ-менеджера на 100 тыс. долларов позволил создать компанию Google Inc.
Когда использовать «презентацию в лифте»
Качественно подготовленная презентация elevator speech — это удачный вариант привлечь внимание людей к себе и личным достижениям при следующих целях и задачах:
- поиске нового места службы — встрече с работодателем или подготовки сопроводительного письма к резюме;
- знакомстве с инвестором или партнером, чтобы заинтересовать коммерческим предложением;
- представлении себя и своей работы на конференциях, форумах, выставках и других массовых мероприятиях, в том числе онлайн;
- размещении комментариев в социальных сетях;
- рекламировании продвигаемых услуг и товаров.
Совет. Напишите небольшую «презентацию в лифте» и эффектно сверстайте для гаджетов. Обязательно укажите: номер телефона, электронную почту, ссылки на свой сайт и страницы в интернет-сообществах. Такой подход дополняет вручение визитных карточек и весьма практичен.
Лифтовая презентация: 3 пункта elevator pitch
Узнайте, как грамотно написать лифтовую презентацию, состоящую лишь из 3 последовательных пунктов. Отмечу: сложность фишки заключается в лимитированном хронометраже — от 30 до 60 секунд. Соответственно, монолог должен формироваться максимум из 100 слов (вместе с предлогами, союзами и личными местоимениями). Ведь цель речи — заинтересовать, а не утомить инвестора, партнера или работодателя. За минуту требуется убедить собеседника принять предложение о сотрудничестве или порекомендовать вас своим деловым партнерам.
Внимание: впечатление о человеке складывается за 2 секунды (у тугодумов за 7), то есть раньше, чем мы успеваем поздороваться.
Алгоритм «речи для лифта» по пунктам
- Разговор в «лифте» начинайте с представления себя-любимого (визави должен понимать с кем общается). Оптимальный вариант — пара коротких фраз. Назовите: имя, фамилию, должность и организацию, в которой работали. Затем перечислите свои возможности или примеры успешной реализации задач (не больше трех). Объясните, почему потенциальный работодатель, партнер или инвестор из всех специалистов должен выбрать вас.
- Сформулируйте основные выгоды от совместной коллаборации, то есть заинтересуйте в сотрудничестве. На примере журналистики и публикаций в СМИ (они, как и любой товар имеют плюсы и профит) речь строится следующим образом:• свойства — самая свежая информация;
• плюсы — правдивое оповещение по «горячим» темам;
• выгода — возможность подстраховаться и принять необходимые меры. - Самый важный пункт. Бизнесмены и топ-менеджеры хотят извлечь пользу и доход от сотрудничества. Поэтому четко сформулируйте преимущества и ценность предложения. Обязательно укажите необходимую сумму инвестиций, а также сроки гарантированной окупаемости проекта и получения прибыли.
Лифтовая речь — примеры
Сомневаетесь в возможности изложить подобный объем информации за минуту? Я докажу обратное и приведу примеры лифтовой речи (elevator pitch).
Лифтовая речь пример для поиска работы
Хорошего дня, Иван Иванович. Меня зовут Петр Петренко — ведущий корреспондент газеты «Магистраль» АО «Українська залізниця». Я готовлю публикации по всем направлениям деятельности наибольшей в стране компании. Имею возможность первым получать информацию у руководителей УЗ и в высших эшелонах власти страны. Субъектов хозяйствования (при перевозке грузов) и пассажиров интересуют прогнозы изменений в предоставлении услуг и в ценовой политике. Актуальные сообщения помогут привлечь новых рекламодателей, читателей и увеличить трафик интернет-версии издания. Мне бы хотелось реализовать свои знания, умения и навыки в вашем СМИ.
Питч для инвестора — пример из личного опыта
Пять лет в должности главного редактора и... личные амбиции потребовали создать издательский дом. Воплощение идеи началось с поиска инвестора и/или учредителя для новых журналов. Мой питч для инвестора звучал так:
«Хорошего дня, Василий Васильевич! Я, Лада Андреева — главный редактор журнала для руководителей «Капитал» издательства «Блиц-информ». Тираж в розницу (не включая подписку) 164-х страничного глянцевого ежемесячного издания — 40 тыс., возврат 40 экземпляров, продажа рекламы — более 30% полос. Хочу вывести на рынок новые печатные продукты, начиная с журнала «Лидер». Ниша изданий для амбициозных и нацеленных на успешность мужчин в Украине свободна. Необходимые вложения: 500 тыс. гривен, переход на самоокупаемость и прибыльность — через год».
Отмечу: питч для инвестора сработал — «речь для лифта» оказалась результативной. Меньше, чем через 3 месяца в продаже появился пилотный номер. На самоокупаемость журнал начал выходить с опережением графика, однако в августе 1998-го начался дефолт. «Лидер» его пережил, но в сложный период финансовые показатели оставляли желать лучшего.
Elevator pitch пример от Илона Маска
Состояние богатейшего бизнесмена планеты по итогам 2020-го Forbes оценил в 186,5 млрд долларов. Понять благодаря чему удается привлечь средства можно, если проанализировать примеры Elevator pitch от господина Маска для инвесторов и журналистов. Итак, поехали...
Пример презентации Tesla. Присутствующие сходу понимают, что на кону жизнь каждого из них и существование цивилизации в целом. Основные тезисы «речи в лифта» реализуются с ударением на эмоции потенциальных потребителей.
- Двумя предложениями описывается враг и губительные последствия его деятельности: «Растущие показатели CO2 в атмосфере влияют на повышение общей температуры планеты. И, что еще страшнее — выхлопные газы автомобилей убивают более 53 тыс. человек в год».
- Двумя фразами дается ответ на вопрос: что делать? Звучит он так: «Мы в состоянии изменить ситуацию. Задача компании Tesla — создание надежных транспортных средств на электричестве, что крайне важно для будущего мира».
- Результат грамотного продвижения товара: каждую неделю в 2020-ом с конвейеров Tesla сходило 5 тыс. авто, плюс стоимость акций компании выросла на 720%.
Речь о солнечных батареях PowerWall. Монолог строится по аналогичному принципу: пришла беда.
- Докладчик взывает к чувству страха и называет лиходея: «Концентрация углекислого газа в атмосфере критическая. Действовать надо без промедления иначе ситуация быстро ухудшиться».
- Решение проблемы: «Нас спасет термоядерный реактор, который доступен для всех — Солнце».
- Как работает: демонстрируются экологические и безвредные аккумуляторы, освещающие зал, где проходит встреча.
Обратите внимание: во время питчей супостаты не перечисляются поименно, однако понятно, что это все предприятия, выпускающие традиционную продукцию, то есть не экологически чистую.
Итог ювелирной игры на чувствах и возможность оперативно изменить критическое положение вдохновляет присутствующих. Журналисты безоговорочно поддерживают оратора, а бизнесмены (хотя и не услышали сумм, требующихся инвестиций и сроков окупаемости проекта) отлично понимают возможность заработать.
5 типичных ошибок в elevator pitch
Не допускайте ошибок при составлении еlevator pitch. Коучи перечисляют 5 самых распространенных недоработок в «лифтовых презентациях».
- Использование длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, с причастными и деепричастными оборотами, плюс вводными словами. Подобный монолог трудно воспринимается на слух и сложно запомнить суть.
Совет. Напишите текст максимально простым и доступным языком, включите таймер и прочитайте. Если уложились в установленный норматив (до минуты) и речь звучит легко, естественно и в разговорном стиле, тогда заучивайте. - Помните: слишком быстрая или излишне медленная речь напрягает собеседника.
Совет. Выбирайте средний темп, причем с короткими паузами-акцентами на основных моментах. Отрепетируйте выступление несколько раз перед зеркалом. Обратите внимание: высота голоса и тональные изменения должны быть в меру и к месту — это предаст монологу выразительность. Не переусердствуйте с мимикой и жестами. Появилось ощущение, что все в порядке? Записывайте презентацию на камеру, чтобы проверить впечатление и четкость произношения. Сделайте несколько дублей исправляя ошибки. - Длинные паузы хороши лишь в театре. «Заминки» в беседе дают возможность визави задать вопрос, к которому не готов соискатель должности или инвестиций. Кроме того, незапланированный ответ нарушает план, что приводит к провалу лифтовой презентации.
Совет. Не переводите взгляд в потолок или в пол. Кроме того, прямой контакт «глаза в глаза» обязателен, но должен длиться не дольше 5 секунд. - Усилия по подготовке elevator pitch пойдут насмарку, если не укажите точную сумму, требующихся финансовых вложений и сроки окупаемости проекта.
Совет. При первой встрече не пытайтесь озвучить все показатели и вручить полный вариант бизнес-плана. Просто передайте визитную карточку. - Поверхностное изучение информации о потенциальном инвесторе или компании, где хотите работать.
Совет. Найдите максимум данных о человеке, для которого готовите лифтовую презентацию, и обязательно посмотрите видео с ним. Попробуйте едва заметно скопировать характерные движения и манеру разговора. Простой прием повышает шансы договориться о сотрудничестве.
Заключение
Внимание: если elevator pitch потерпел фиаско, то в презентации поставлено ударение и даны ответы на второстепенные вопросы. Как найти ошибки? Представьте себя инвестором или работодателем. Подумайте, какую информацию хотели бы услышать прежде, чем принимать решение о финансировании проекта или зачисления в штат нового специалиста. И самое главное — в случае осечки не расстраивайтесь, ведь приобретен опыт. Внесите правки в «речь для лифта» и обратитесь в другую компанию.
Посмотрите видео: «Как найти работу, инвестора или покупателя».
0 Комментарии