. Шри-Ланка: отдых в чужой реальности 🐘

Шри-Ланка: отдых в чужой реальности 🐘

Ступа Руванвелисайя, ночь, подсветка прожекторами предает культовому сооружению мистический вид

В погоне за впечатлениями выбирайте вояж на Цейлон

Отдых в Шри-Ланке (на острове Цейлон в Индийском океане) придется по душе любителям релаксации и приключений. Обоснование: пляжи с мелким бело-золотистым песком и пальмами у кромки воды; сафари на джипах по пересеченной местности; дайвинг у затонувших кораблей; загадочные храмы и города с историей в тысячелетия…

А приверженцев экзотического туризма Шри-Ланка привлечет горными вершинами, дикой природой (клочок суши в 65 610 кв. км покрыт экваториальными лесами) и национальной кухней.

Путешествие по Шри-Ланке (день третий)

Ранним утром 31 декабря мы снова отправляемся в дорогу по Шри-Ланке (начало читайте в публикации «Шри-Ланка: отдых со вкусом чая и солнца»). Вояж из Канди (древней столицы острова Цейлон) на побережье (место пляжной дислокации) долгий — по маршруту запланированы экскурсии и чаепитие. Расскажу о дегустации ароматного напитка в густом и почти непроходимом (хотя и окультуренном) экваториальном лесу.

Чайные плантации Шри-Ланки: практичная экскурсия

По узкой дороге автобус медленно поднимается в гору к чайной плантации и тормозит у едва заметной крутой тропинки, ведущей в экваториальный лес. Нас приглашают на променад, благо густая сень растительности надежно укрывает от солнца... Ветви плодовых деревьев и кустарников разрослись и буквально «ощупывают» туристов. Рвать «образцы» запрещается, зато гид увлекательно представляет местную флору. Мы впервые увидели, как растут ваниль, корица, гвоздика, кардамон, кофе.

Чайные кусты на высокогорных плантациях в окружении экваториального леса

А добравшись до «фазенды» с удовольствием угощаемся разными сортами крепкого чая, в которые, по желанию, добавляем восточные пряности. Кстати, чай удивительный (самый дорогой цейлонский чай в отечественных магазинах даже в сравнение не идет). Узнаем: бодрящий эликсир имеет срок годности 60 дней. По истечению этого времени популярный напиток подлежит уценки каждые пару месяцев. Действительно, у недавно высушенного цейлонского продукта потрясающий аромат и вкус. Имеется еще одна тонкость — крупнолистовой чай пьют с молоком, а средний — черным. Кстати, тут же есть смысл прикупить понравившиеся образцы.

Лучшие сорта цейлонского чая: «Ува»; «Нувара Эллия»; «Рухуна»; «Уда Пусселлава»; «Димбула»; «Канди».

На вопрос: «Когда собирают чай на Шри-Ланке», — ответ прозвучал неожиданно. Оказывается, молодые листочки срывают каждую неделю, ведь они не должны быть жесткими. После чаепития хозяин лично проводит экскурсию по своим угодьям. Признаюсь, смотреть особо нечего — параллельные ряды кустов, узкие дорожки между ними и уставшие сборщицы урожая...

Встреча Нового года на побережье Шри-Ланки

Учитывая экскурсии, дегустацию и тянучку на дорогах к гостинице на побережье Шри-Ланки мы добрались после 10 часов вечера. Попали с корабля на бал — банкет начался за полчаса до полуночи в открытом ресторане, плавно переходящем в пляжную зону под пальмами.

Экзотические блюда, море продукты, невиданные фрукты и ягоды... Единственный недостаток — выпивки маловато. Но это поправимо — достаются привезенные запасы. Тамада развлекает десятка три постояльцев. Кроме нашей группы все немцы, соответственно, веселье сдержанное. Но мы исправляем положение.

После полночи кому-то приходит в голову потрясающая мысль — открыть бутылки с шампанским в океане. Стоя по колено в воде (освежая уставшие ноги) под экваториальными звездами, хлопают пробки. Пена золотого напитка смешивается с пеной океанского прибоя. Весело! Однако купаться не решаемся — волны. Выход из затруднительной ситуации находит заблудившийся турист. С окраины парка доносится крик: «Галя! Я в бассейн упал. Он с видом на океан».

Пора освежиться! Шорты и майки летят на землю. Откуда-то появляется мяч. Играем в водное поло. Ошарашенные немцы с любопытством наблюдают, а затем присоединяются. Матч Украина против Германии закончился с неизвестным счетом и брудершафтами почти до рассвета.

Белый песок, пальмы, океан. Волны разбиваются о коралловые рифы и до берега не доходят

Утро или обед (день четвёртый)?

Проснулись от потасовки обезьян на балконе. Выходим в парк и осматриваемся — пальмы, заросли кактусов (удивительно, что вечером обошлось без «жертв», то есть никто не напоролся на колючки), прыгают кролики, мелкий золотистый песок, теплый океан.

Справка. Береговая линия острова Цейлон (1 тыс. 340 километров) практически вся состоит из отличных песчаных пляжей. Преимущества побережья: западного — в комфорте отелей; южного — в белом песке; восточного — в разнообразии подводного мира.

Экскурсии на Шри-Ланке — всего не пересмотреть (день шестой)

Два дня релаксации на пляже и появляется желание продолжить экскурсии по Шри-Ланке. Отечественный менталитет подсказывает: не надо платить гиду, если можно компактной группой отправиться на прогулку. По плану — пешеходный променад в буддистский монастырь. Сотрудники отеля объяснили: он совсем близко. Но между их «рядом» и нашим — дистанция огромного размера.

Внутреннее помещения монастыря в Шри-Ланке, скульптуры Будды

После обеда, оставив мужчин переваривать местные деликатесы,  а мы — компанией из пяти женщин и ребенка отправляемся в путь. Тропинка ведет среди джунглей. Час идем, второй... За нами увязывается группа молодых людей, которые на плохом английском объясняют: «До монастыря осталось совсем чуть-чуть. Мы вас проводим». Начинает темнеть. Нервничаем, но виду не подаем. Ланкийские представители сильной половины человечества оказались джентльменами — близко не подходили, до храма довели и ушли.

Настоятель монастыря принял незваных гостей весьма любезно — показал культовые сооружения, школу для мальчиков, древние книги, с каждой из нас сфотографировался на память (при этом обнимал не по-божьему). И в довершение, предложил переночевать в обители. Но женская логика подсказывала: если он пытается горячо обнимать для фото, то оставаться нельзя. И мы пускаемся в обратную дорогу, дав обещание: выбирать лишь организованные маршруты, ведь в отелях предлагается множество экскурсий по Шри-Ланке, причем на любой вкус.

Совет. Если привлекает патина минувших тысячелетий, то рекомендую посетить:

• священную гору Пик Адама высотой 2 тыс. 243 метра, на ее вершине под храмом находится отпечаток ступни Будды;
  • древнюю столицу острова — священный город Анурадхапура, возведенный в 4 в. до н.э.;
  •  золотой пещерный храм в Дамбулле, основанный в 1 в. до н.э.;
  • львиную крепость на скале Сигирия, построенную в 5 в. н.э.

А достопримечательности моложе 10-го века н.э. (по цейлонским меркам) можно считать новостройками.

Дайвинг на Шри-Ланке — погружение без подготовки (день девятый)

Хоть с маской, хоть с аквалангами, а дайвинг на Шри-Ланке проигнорировать нельзя. Признаюсь, первая моя попытка оказалась неудачной. Решив, что погружение наука не хитрая, мы убедили инструктора за 15-20 минут провести лишь вводный курс, как говорится, на словах.

Песчаное дно Индийского океана, два аквалангиста рассматривают огромную черепаху, прижавшуюся к подножью кораллового рифа

Дайвинг на Шри-Ланке и цены. Стоимость погружения стартует: у коралловых рифов с 25 USD; у затонувших кораблей с 50 USD; за курс обучения (до 5 дней) придется заплатить от 150 до 300 USD.

Словом, при наличии желания, мы не располагали временем... Поначалу все шло отлично. Тяжесть «амуниции» выдержала. В маску, как заправский ныряльщик, поплевала. С катера (по правилам) вывалилась «спиной вперед». Начинаю погружение. Буквально полметра и, вообразите мой ужас, — забыла, как дышать. Втягиваю носом воздух, а в маске его нет (дышать надо ртом)! Испуг не помешал воспользоваться спасительной красной кнопкой, которая наполняет жилет воздухом и выталкивает аквалангиста на поверхность. Добавлю: до ночи коленки подкашивались, и руки дрожали.

Утром упрямство и любопытство оказалось сильнее страха. И мы снова отправились за приключениями в дайвинг центр. Представьте, подводную в полутонах лагуну, которую заботливо оберегает от разрушительных океанских волн коралловый риф. Тусовка в Индийском океане у побережья острова Цейлон пестрая, разнокалиберная и непредсказуемая.

Инструктор утверждает: это самое оживленное и «многонациональное» место подводного мира в акватории Щри-Ланки. Нам повезло увидеть рыбу-шар, когда к ней подплываешь она становиться круглой и ощетинивается иглами, рыбу-клоуна, морского ангела... Еще интереснее — проплыть на почтительном расстоянии от черепах, маленьких акул, скатов.

Сафари на Шри-Ланке с дегустацией кактусов (день одиннадцатый)

Хотите волнующих впечатлений — выбирайте сафари на Шри-Ланке. Два десятка национальных парков Шри-Ланки предлагают экскурсии по предпочтениям. В одних заповедниках проведете фотоохоту на слонов и буйволов, в других — на хищников семейства кошачьих. А экзотических птиц, обезьян и крокодилов вдоволь по всему острову Цейлон.

Мы выбрали Национальный парк Яла с передвижением на открытых джипах и возможностью встретить практически всех представителей цейлонской фауны... Кроме того, здесь имеются отведенные места для пикников, что является весомым аргументом для любителей покушать на природе. Другими словами, можно поджарить на шампурах консервированные сосиски... Мясо для шашлыков, даже при наличии холодильников в автотранспортных средствах, не решились взять — жара.

Стоимость сафари по национальным паркам Шри-Ланки — от 35 до 75 USD (в зависимости от продолжительности экскурсии).

Главная встреча на сафари — со слонами. Хотя их в высоких зарослях экваториального леса найти весьма трудно — обзора нет. Опытный водитель «читает еще теплые» следы, точнее: едет, прошу прощения, по свежим экскрементам. Для полноты картины добавлю: солнце печет, а влажность воздуха зашкаливает. К тому же если на секунду потерять бдительность, то ветки кустарников и деревьев больно хлещут по лицу, плечам и рукам.

Группа слонов с детенышами пьют воду. За ними наблюдают туристы в джипе

Гигантов мы нашли. Правда, ближе, чем на метров двести не подъехали и вели себя тихо-тихо, ведь, как предупредил экскурсовод, характер у животных вспыльчивый... Страх холодным снежным комом локализуется где-то в желудке... Вздохнула или скорее выдохнула с облегчением, когда шофер понемногу начал сдавать машину назад.

Следующее рандеву — с огромным двухметровым, отдыхающим на берегу водоема, крокодилом. Припарковавшись почти под боком рептилии мы несколько минут созерцали хищника. Потом решили его подразнить... улюлюкали, топали ногами и набравшись наглости, вышли из машины. «Зеленый», как говорится, ноль на массу. Однако и у него имеется лимит терпения. Понаблюдав за дебошем туристов, крокодил убрался восвояси — проворно нырнул в водную стихию...

Мы отправляемся дальше: «разнокалиберные» копытные; гомон ярких птиц; летающие белки; летучие мыши, висящие вниз головой на самых высоких деревьях… Вот только представителя местного подвида леопардов удалось созерцать всего несколько секунд. Грациозный хищник быстро ретировался в кусты.

Совет. Отправляясь на сафари в национальные парки Шри-Ланки обязательно оговаривайте с гидом, каких животных или птиц хотите увидеть. Маршрут корректируется индивидуально. Обоснование: в заповедниках обитает около 100 видов млекопитающих и более 200 видов птиц. Из них — 16 (например, слоны и леопарды) и 33 (например, цейлонские голуби и кукушки) эндемичные, то есть ареал распространения исключительно на острове.

Теперь о колючках. Мы кактусы попробовали! Деликатес стал завершающим приключением на сафари в Национальном парке Яла. Шутка стоит того, чтобы о ней рассказать. В заповеднике имеются специально отведенные места для пикников. Стоянки оборудованы углублениями для костров с каменной облицовкой. Весь остальной интерьер — «а-ля натюрель».

Камерности в обстановку добавляет живая изгородь из зарослей кактусов. Они вымахали высотой под два метра, причем стоят плотными, сомкнутыми и ощетинившимися рядами. На «листьях-стволах» растут бордовые с сиреневым отливом плоды. Гид, улыбаясь поясняет: «Очень вкусные. Можно кушать сырыми, приготовить варенье или мармелад».

Как удержаться и не попробовать? Пытаюсь достать ягоду — в руки вонзается с десяток иголок. Больно, но лакомство добыла. Снимаю шкурку и хочу первой оценить диковинку. Дождавшись кульминационного момента, экскурсовод резко меня останавливает. Оказалось, в плоде находится приблизительно сантиметровая, тонкая и весьма жесткая игла, которую требуется вытащить. Спасибо, но мог бы предупредить и раньше.

Пробую... необычно и напоминает землянику с добавлением киви, только без кислоты. Остальную группу колючки тоже не останавливают. В целлофановые кульки Made in Ukraine народ собирает урожай. Халява есть халява, а руки заживут через несколько дней. Словом, рекомендую день отдыха на Шри-Ланке посвятить сафари и запланировать экскурсию в Национальный парк Яла.

P.S. Обратите внимание. Драгоценные камни Шри-Ланки: сапфиры, изумруды, рубины... самый дорогой экспортный товар Цейлона. Выгодно приобретать самоцветы на фабриках по огранке, где они навалены горами на конвейер и без пиетета транспортируются на сортировку и обработку. Здесь можно увидеть тонны «исходного материала», превращение его в драгоценности, плюс заказать огранку на любой вкус. Доставка в гостиницу с сертификатом и необходимыми для таможни документами гарантирована. В ювелирных же мастерских выбор меньше, но привлекает возможность создать с дизайнером эскиз индивидуальной оправы.

• Климат: жару и влажность Шри-Ланки удачно нивелирует освежающий ветерок.
  • Гостиницы и пляжи: удобные, чистые, под присмотром охраны.
  • Персонал отелей: доброжелательный, внимательный, пунктуальный.
  • Рынки на Цейлоне: экзотические фрукты, ягоды, овощи, морепродукты стоят копейки.
  • Кухня на любой вкус, плюс всегда отменно приготовлен рис.
  • Поверье: полные блондинки приносят удачу — дети норовят до них дотронуться.
  • Ночь на Шри-Ланке — время кусучих. Закрывайте окна и балконы, включайте кондиционеры.