. Эмоциональный интеллект — залог карьеры

Эмоциональный интеллект — залог карьеры

Невозмутимый орангутанг рядом с эмоциональной и веселой девушкой

Влияние EQ на жизнь и карьеру

Люди с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) успешнее гениев — обладателей высокого интеллектуального коэффициента (IQ). Речь идет о личной жизни, продвижении по службе и лидерстве. Как повысить свой EQ?


Интеллектуальный коэффициент обеспечивает 20% благополучия, а развитый эмоциональный интеллект — остальные 80%. EQ помогает добиться желаемых результатов практически во всех начинаниях.

Именно к такому заключению пришли психологи после изучения большой выборки руководителей компаний и политиков в сравнении с теми, кто составляет середину или олицетворяет неудачи. Вывод: чем лучше натренированы коммуникативные навыки, тем удачнее складываются отношения в семье и на работе, больше влиятельных знакомых и друзей.


Исследование эмоционального интеллекта

За 100 лет исследований эмоционального интеллекта ученые предложили несколько концепций и определений данного понятия. Суть сводится к следующему. Люди с развитым эмоциональным интеллектом правильно истолковывают: эмоции, желания, сильные и слабые стороны как свои, так и окружающих. Данные способности позволяют реально оценивать ситуацию и адекватно действовать, то есть управлять обстоятельствами. Носители таких качеств устойчивы к стрессам, бесконфликтные и доброжелательные, поэтому их считают обаятельными личностями.


История эмоционального интеллекта

Понимание важности душевных порывов в жизни каждого из нас — не ноу-хау прошлого века. Например, главными письменными документами, дошедшими до нас из истории по контролированию своего пыла, считаются:

  • Законы Хаммурапи, ратифицированные в XVIII век до н. э. императором древнего Вавилона — Ашоки;
  • труды философа Платон, жившего в IV век до н. э., утверждающего, что одним из важнейших элементов эффективного обучения являются именно эмоции.

В наше время серьезные исследования эмоционального интеллекта начались в конце XVIII века. Хронология событий.

1872 год. О значении чувств для выживания и адаптации видов пишет Чарльз Дарвин в труде «Выражение эмоций у людей и животных».

1920-е годы. Вводится термин «социальный интеллект» и подготовлен первый тест для его измерения, автор — психолог Эдвард Торндайк.

1940-е годы. Способности человека разумного делятся на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные». Вторые из них, по мнению психиатра Дэвида Векслера, являются основными для жизненной успешности. Подготовленные ученым тесты держались в научном топе более двух десятилетия.

1960-ый год. Дата появления понятия эмоционального интеллекта после опубликования профессором психологии Майклом Белдоком статьи «Связь эмоционального значения».

1975 год. Запущенны первые тренинги «Эмоциональной грамотности». Их организовал автор одноименной теории, психолог и психотерапевт Клод Штайнер.

1980-ые годы. Введено понятие «эмоциональный коэффициент». У продвинутых потребителей появляется интерес к новым возможностям самосовершенствования. Причины тому научные труды Говарда Гарднера, Уэйна Пэйна и Рувена Бар-Она.

1990-ые годы. Термин «эмоциональный интеллект» стал общепризнанным, благодаря публикациям исследователей Питера Саловея, Джона Майера и Дэниела Гоулмана.

2000-2020 годы. Влияние EQ на жизнь и карьеру все большее заинтересовывает народ. А психологи и психиатры продолжают изучать мыслительные процессы мозгового обеспечения при подготовке и реализации действий.

На сегодняшний день существует несколько моделей эмоционального интеллекта, в которых исследователи рассматривают от 4 до 15 компонентов.

5 составляющих эмоционального интеллекта, плюс их признаки показаны на инфографике

5 составляющих эмоционального интеллекта

Интересно то, что различия между менеджерами высших и средних управленческих звеньев определяют 5 ключевых составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, сочувствие и социальное мастерство. Этот набор раньше называли: «личностными качествами», «характером», «гибкими навыками»

Два краеугольных камня самосознания

1. Понимание настроения, слабостей, потребностей, движущий силы людей в такой мере, как это воспринимают они сами. Личности с сильным самосознанием не отличаются чрезмерной критичностью и не строят иллюзий. Это позволяет успешно сотрудничать с требовательными или капризными: подчиненными, деловыми партнерами, политиками... Ведь точная трактовка состояния визави дает возможность грамотно выбирать тактику и своевременно перенаправлять, например, раздражение в конструктивное действие.

2. Привычка поступать в соответствии со своими возможностями. Натренированное самосознание помогает оценивать личные внутренние резервы и просчитывать риски, а в случае необходимости своевременно обращаться за помощью. Данная практика предотвращает провалы. Если же и случаются неудачи, то они рассматриваются как приобретение новых навыков.


Самосознание

Речь идет о двух основных показателях. Первый — понимание эмоций, слабостей, потребностей, движущий силы людей, причем в такой мере, как это воспринимают они сами. Человек с сильным самосознанием не отличается чрезмерной критичностью и не строит иллюзий. Это позволяет успешно работать с требовательными или капризными: подчиненными, деловыми партнерами, политиками... Ведь чувствуя настроение визави правильно выбирается тактика и своевременно перенаправляется, например, раздражение в конструктивное действие. Второй показатель — умение играть по своим силам. Высокое самосознание помогает оценивать личные способности и возможности, что не позволяет доводить ситуацию до провала. Руководители точно просчитывают риски, а также знают, когда стоит просить о помощи. Если же и случаются неудачи, то они рассматриваются как приобретение новых навыков.

Признаки развитого самосознания

  • Понимание других людей: их эмоций; слабостей; потребностей; движущей силы.
  • Умения: реально оценивать свои способности и возможности; не допускать провала.
  • Результат: отсутствует чрезмерная критичность; отсутствие иллюзий.

Саморегуляция

Саморегуляция похожа на внутреннюю беседу, которая освобождает из плена хандры, плюс эмоциональные импульсы направляются в нужное русло. На службе подобный навык создает обстановку творческой продуктивности, сокращая число протестов и противодействий в коллективе. Homo sapiens, виртуозно владеющие своими эмоциями иногда кажутся «холоднокровными», ведь их обдуманные слова и поступки воспринимаются как недостаток стремления. Зато представителей свирепого темперамента часто называют классическими начальниками.

На практике импульсивность работает против босса. Вокруг авторитарного лидера собирается команда единомышленников с низкими IQ и EQ, но с ярко выраженными склонностями к интригам, лжи и подхалимажу. Обиженные же высококвалифицированные сотрудники либо увольняются, либо стараются отомстить, когда в защите шефа возникнет брешь.


Мотивация

Единственный показатель эмоционального интеллекта, присущий всем без исключения лидерам — мотивация. Она побуждает к достижению целей как личных, так и корпоративных. К слову, за тысячелетия до того, как современное определение вошло в наш лексикон, было известно: воздействуя «кнутом и пряником» можно добиться выполнения заданий. Мотивированность — желание трудиться и гордость за хорошо выполненное дело, а также стремление изучать новые направления деятельности.


Сочувствие

Из всех проявлений эмоционального интеллекта легче всего определяется сочувствие. Хотя наличие такого свойства не означает, что мы обязаны воспринимать переживания собеседника, как собственные, и стараться угождать всем без исключения. Обратите также внимание: слово «сочувствовать» является синонимом понятия «вдумчиво считаться с треволнениями визави» и в зависимости от обстоятельств находить истину и принимать умные решения.

Если же речь идет о руководящих навыках, то в интересах дела надо уметь мобилизовать силы и удалить из команды непримиримого смутьяна, даже если он отличный специалист. Такие поступки первых лиц уменьшают напряжение и позволяют начать диалог, то есть услышать друг друга. В набор сочувствия также входит решение вопросов безопасности и труда, ведь это дополняющие друг друга приоритеты. Кстати, порой урегулировать проблему можно лишь подкорректировав служебный график, но для этого надо научиться вникать в трудности персонала хотя бы в общих чертах.


Социальное мастерство

Общаться и даже дружить с целью управления подчиненными или партнерами способны лишь социально-квалифицированные личности. Они имеют широкий круг знакомств и находят общие темы с представителями всех типов темперамента. Отличительная особенность таких субъектов — создание атмосферы согласия и понимания.

С социальными мастерами в быту мы встречаемся часто. Речь идет о специалистах по рекламе, торговых представителях, маркетологах… Подобный талант важнейший шаг к успеху, поэтому считается ключевым среди пяти навыков.Важно: многие потомки Адама с недостаточно развитым EQ существенно улучшают его с годами. Только затягивать с тренировками не стоит.


Оценка эмоционального интеллекта

Существует множество тестов на оценку эмоционального интеллекта, однако при использовании различных методик количество набранных респондентом баллов может отличаться. Приведу показатели наиболее популярного у психологов опросника.


Высокий эмоциональный интеллект

Люди, набравшие при тестировании от 114 до 152 балов — обладатели высокого эмоционального интеллекта. Главная их особенность — в сноровке управлять своим настоянием и вселять позитив, уверенность и мотивированность окружающим.

Основные признаки высокого эмоционального интеллекта

  • Готовность к изменениям и быстрое реагирование на них. Мобильная адаптация к обстоятельствам и продумывание эффективной тактики действий.
  • Способность точно идентифицировать свои ощущения и чувства. Данное качество позволяет избежать ошибок в общении и принять верное решение.Знание своих сильных и слабых сторон: использование первых и корректирование вторых, которые могут ухудшить результаты достижений. Это же касается партнеров и коллег.
  • Умение не идти на поводу как у себя любимого, так и у сослуживцев, домочадцев, знакомых… Навык отказываться и отказывать в нецелесообразных побуждениях и просьбах — крайне важен.
  • Независимость от чужого мнения. Например, личности с высоким эмоциональным интеллектом если знают, что хорошо выполнили работу, то не реагирует на критику или предвзятое отношение.
  • Ориентация на достижимые цели, разбивка их на этапы и строгое придерживание сроков выполнения. Это позволяет радоваться результатам и избегать чувств неудачи и несовершенства.
  • Мастерство поддерживать отличное расположение духа, а также ставить заслон, не позволяющий нытикам и пессимистам влиять на свое душевное состояние, плюс опыт завершать беседу при неконструктивных жалобах визави.Владение искусством переключения — чередования напряженной работы и релаксации, в том числе, не отказывая себе в восьмичасовом сне. Ведь ориентация исключительно на результаты приводит к выгоранию.
  • Привычка представлять себя на месте собеседника, чтобы понять его эмоции и разобраться в причинах поступков.
  • Оказывать помощь тем, кто нуждается в поддержке ничего не ожидать взамен.

Средний уровень эмоционального интеллекта

Набранные при тестировании от 68 до 111 баллов свидетельствуют о среднем уровне эмоционального интеллекта, то есть норме. Показатель говорит об имеющемся потенциале для управления своими чувствами. Однако существуют и проблемы — не всегда удается перенаправлять душевные порывы в конструктивное русло.


Низкий уровень эмоционального интеллекта

Если после заполнения опросника полученные баллы находятся в пределах от 38 до 67, то это показатель низкого уровня эмоционального интеллекта, хотя у тестируемого может быть развит интеллектуальный коэффициент (IQ). Подобное происходит из-за ошибок родителей при воспитании ребенка и, как следствие, у мальчиков и девочек формируются привычки к тотальному контролю своих душевных порывов.

Важно: игнорирование чувств является симптомом не силы, а слабости.

Основные признаки низкого эмоционального интеллекта

  • Постоянные ощущения и/или жалобы на непонимания, незаслуженную критику, предвзятость и недооценку со стороны родственников, друзей, коллег, начальства.
  • Обвинения в своих проблемах и недоразумениях окружающих людей или обстоятельств.
  • Страх сделать ошибку или потерпеть неудачу, плюс постоянные самобичевания за оплошности.
  • Затруднения с пониманием и точным описанием того, что именно беспокоит и портит настроение.
  • Отвержение новшеств и бойкотирование их.
  • Чрезмерная критичность по причине неспособности понять, что чувствуют люди в сложных положениях.
  • Уверенность в своей правоте и нежелание слышать и принимать альтернативные мнения.
  • Проблемы при урегулировании конфликтных эмоциональных моментов.
  • Отсутствие желания понять собеседника и при необходимости оказать помощь.
  • Отказ идти на компромиссы и проявлять сочувствие.


Советы психолога

Коуч Анна Агеева рассказала: как развить эмоциональный интеллект

1. Разрешите себе эмоционально оценивать, происходящие события и диалоги, плюс обращайте внимание на свои чувства. Это даст возможность лучше понять происходящее.

2. Руководствуйтесь не только логическими выводами, но и обязательно прислушивайтесь к интуиции. Таким образом, вы поймете переживания визави, его реакции и мотивы поведения.

3. Наблюдайте за своим настроением и тем, какие действия (реакции) оно вызывает. Это поможет контролировать себя и правильно выходить со сложных положений, а также прогнозировать поведение окружающих.

4. Попробуйте не скрывать как радость, так и обиду. Однако если чем-то огорчены, то всегда анализируйте проблему и находите оптимальные решения.

5. Тренируйте эмоциональную память. Так вы научитесь исправлять ошибки и вносить поправки в свое поведение.

6. Управляйте реакциями. Продумайте действия в случае внештатных ситуаций и старайтесь следовать плану.

7. Позвольте себе стать более открытым и доброжелательным в общении — это улучшит диалог с боссом и подчиненным, с друзьями и знакомыми, своей второй половинкой и детьми.

8. Будьте эмоционально честными, ведь каждый из нас подсознательно чувствуют отношение к себе, своим словам и действиям.

9. Придерживайтесь принципа: внимательно слушаю и смотрю. В разговоре важны как вербальные проявления — слова и интонация, так и невербальные — движения. Кстати, познакомившись с основами невербальной коммуникации можно точно ставить «диагноз» собеседнику: говорит правду или лукавит; заинтересован в сотрудничестве или нет; вызываете вы у него симпатию или антипатию. (О невербальной коммуникации читайте в публикациях: «Улыбка для успешной карьеры и расположения людей», «Вежливое воздействие на подсознание человека: приветствие»).

10. Развивайте эмпатию — осознанное понимание внутреннего мира или состояния собеседника позволяет правильно выстроить общение.

11. Делитесь эмоциями.


Как повысить эмоциональный интеллект

Полезные книги для саморазвития:

  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»;
  • Ларри Сенн «Лифт настроения. Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями»;
  • Адель Линн «Сила эмоционального интеллекта. Как его развить для работы и жизни»;
  • Лиза Фельдман Барретт «Как рождаются эмоции»;
  • Энтони Мерсино «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Практическое руководство»;
  • Тревис Бредберри, Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»;
  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни».

Отправить комментарий

0 Комментарии