Избегайте противостояний и используйте конкурентов
В каждом коллективе всегда есть два лидера — формальный и неформальный. «Высший пилотаж» и для начальника, и для специалиста, которому отдали предпочтение коллеги (делегируя определенную власть «снизу»), — не допустить противостояния. Как укрепить свои позиции за счет КПД конкурента?
Статус-кво
Для начала с помощью простой социометрической методики определите точный статус каждого сотрудника в команде. Для этого предложите людям заполнить анонимную анкету, состоящую из трех или пяти вопросов. Причем после каждого из них обязательно должен быть перечень фамилий всех без исключения работников.
Обратите внимание: на против каждой кандидатуры ставится: «+» — да; «0» — не знаю; «минус» — нет. В зависимости от количества симпатий и антипатий вы поймете, кого люди принимают или не признают. Ценность информации в том, что анкета помогает расставить специалистов на должности по их возможностям. А в случае, когда вакансии прочно закреплены, то правильно управлять ситуацией и держать ее под контролем.
Важно: при позитивном отношении к своим непосредственным руководителям подчиненные стремятся выполнять повышенные нормы.
Слово о заме
Психолог многопрофильной клиники «Внимательный доктор» Светлана Луценко:
В любой компании и в каждом структурном подразделении особенно значим статус первого помощника. Поэтому оцените потенциального конкурента по достоинству и научитесь использовать его сильные стороны. Остановлюсь на том, как максимально эффективно использовать заместителя, если он «отрицательный», «нулевой» или «положительный.
Большинство минусов — свидетельствует о сильном сопротивлении подчиненных и не авторитетности заместителя. Держите такого помощника в качестве громоотвода (добрый начальник — злой заместитель). «Плохому парню» делегируйте большой круг полномочий — «отрицательное второе лицо» будет полностью на своем месте при выполнении функций контроля и ревизий. К тому же он не сможет вас подсидеть, хотя исключения из правил случаются.
Большинство нулей — означает, что первый помощник хороший специалист. Загрузите его сложной, рутинной и ответственной работой. При этом можете быть уверенным в их качественном и своевременном выполнении, к тому же не беспокойтесь, что он начнет вникать в дела не по своему иерархическому уровню.
Большинство плюсов — отличная кандидатура. Такие люди вдохновляют своим примером и энтузиазмом весь коллектив, стимулируя не деньгами, а словом. Помощник справится с любыми организационными вопросами.
Разберитесь с неформалами
Если статус заместителя оставляет желать лучшего, то в коллективе обязательно сформируется скрытое противостояние, которое со временем будет становиться все сильнее. Поэтому очень важно выявить неформального лидера. Определите, к кому из сотрудников расположена команда и правильно используйте потенциал специалиста. Для этого измените тактику, скорректировав методы управления. Важно: однозначно нельзя не замечать неформала и оставлять без внимания его позицию.
Неформал-специалист. Умный коллектив всегда отдает предпочтение профессионалу, комфортному в общении коллеге и порядочному человеку. Оптимальный вариант — сделать его своим замом и использовать лидерские способности.
Неформал-демагог. Если вотум доверия предоставлен такому человеку, то в коллективе сложный морально-психологический климат. И назначение подобной кандидатуры на любую руководящую должность приведет лишь к дополнительным проблемам. Лучший вариант в такой ситуации — это оперативно поменять часть сотрудников.
Обоснование: большие группы склонны все усреднять, то есть со временем весь коллектив примет образ и подобие сторонников демагога. Результат — в проигрыше окажутся служебные интересы и ваша карьера. Однако если нет возможности распрощаться с неформалом и его группой, которые дестабилизируют работу, скорректируйте ситуацию.
Наиболее действенным способом (хотя и временным) часто оказывается повышение в должности и/или предоставление дополнительных полномочий подчиненным, которые показывают хорошие показатели работы и поддерживают вас. Такой шаг позволяет частично снизить давление неформального лидера и его приверженцев, хотя ротацию все равно придется со временем провести.
7 ошибок боссов
Сильный неформальный лидер, которого поддерживают многие сотрудники, может спровоцировать проблемы. И ему в этом помогают типичные просчеты руководителей.
Недоработки управленцев:
- игнорирование неформальной группы и отношение к ней, как к крайне вредной;
- пренебрежение к неформальному лидеру и его позиции без правильных попыток грамотно выстроить работу с ним;
- не использование потенциальных возможностей неформалов;
- отсутствие интереса и незнание настроения подчиненных;
- не учитывается восприятие неформалами своих действий;
- маркируется сопротивление подчиненных к нововведениям;
- не обращается внимание на потенциальную силу слухов, которые портят репутацию, в том числе в глазах вышестоящего руководства, что может повлиять на карьерный рост.
Ценные аутсайдеры
Аутсайдерами в коллективе обычно становятся плохие специалисты, ленивые работники, неприятные люди и… высококлассные специалисты. А ряды в негативном рейтинге профи замыкают из-за своего полного своего пофигизма. Тому есть две причин: замедлен карьерный рост и/или абсолютно не устраивает материальное вознаграждение; не сложились отношения с неформальным лидером (и, соответственно, группой людей, подпадающих под его влияние).
В обоих случаях (раньше или позже) человек принимает решение уволиться. Если вам не хочется отпускать сотрудника, то необходимо развести спеца и неформала по разным направлениям деятельности или свести их контакты до минимума. Оптимальный же вариант — максимально эффективно использовать возможности обоих.
Важно. Беседу с целью урегулирования сложных ситуаций с неформальным лидером стоит начинать только тогда, когда есть хотя бы 51 % уверенности в ее необходимости и пользе. Кстати, и в таком случае успешный итог разговора не гарантирован. Причем это свидетельствует не о бессилии начальника, а лишь о неправильных психологических установках и поведении неформала.
Корректируйте ситуацию
По мнению психологов и опытных руководителей, грамотными с точки зрения управленческого менеджмента можно считать пять основных действий при конфликтной ситуации.
Правильные действия в период противостояния:
- не используйте жесткие административные методы, индивидуально работайте с каждым человеком;
- услышьте и поймите мнение и мотивацию каждого сотрудника, а также обязательно учитывайте их;
- дайте возможность неформальному лидеру участвовать в принятии решений (конечно, второстепенных);
- для предотвращения недовольства — своевременно информируйте коллектив по всем вопросам;
- поставьте себе на службу каналы неформальной коммуникации для продвижения необходимой информации.
Авторитет руководителя не пошатнется, если решитесь делегировать какие-то права и обязанности неформальному лидеру и даже по каким-то вопросам с ним начнете советоваться. Зато выигрыш будет весьма существенным. Хотя и переусердствовать с толерантностью тоже не стоит. В задачи начальника не входит «получение» всеобщей любви и нежности. Главное — эффективная работа. Тем более, что в мирном сосуществовании заинтересована и сама неформальная группа. Если же нет, то выше написано, что делать…
Читайте также: «Сопротивление нововведениям».
0 Комментарии