Тонкости общения с корреспондентом во время интервью
Подготовьтесь к интервью с журналистом так, чтобы не стать героем фейковых новостей, но повысить свое реноме. Навыки личной PR-компании простые, а ее эффективность может превзойти ожидания.
С корреспондентами каких СМИ общаться?
Прессу можно условно разделить на две категории. Например, когда звонят с бульварных СМИ (критикующих всех и вся) с просьбой прокомментировать ситуацию — лучше вежливо отказаться. А если в компании имеется своя пресс-служба, то желательно перенаправить «абонента» по данному адресу — пусть информацию озвучивают профессионалы. Причина – в опубликованном материале разговор может быть представлен, мягко говоря, в самом неожиданном ракурсе или даже переосмыслен до фейка.
Другое дело, обращение с представителями шестой власти, то есть солидных изданий, радио- и телеканалов или известных информационных агентств. Подготовиться к интервью с корреспондентом проще, чем кажется. А вот, польза от публикации (бесплатного пиар) может быть огромной.
Правильно согласуйте тему интервью
Впечатления о руководителе или человеке, с которым назначается интервью, у журналиста начинает складываться в первые минуты телефонного разговора. И это отражается на подаче и стилистике публикации. Соответственно, есть смысл учесть несколько важных моментов.
Представителю СМИ, как любому индивидууму, приятно, когда запоминают его ФИО и название издания (хотя ваше реноме не пострадает, если придется переспросить). Значительно важнее — в течение 3-5 минут правильно согласовать тему будущей публикации и главные вопросы. К слову, на них не стоит отвечать сразу и в телефонном режиме.
Добавлю: просьба изложить тему и вопросы письменно, плюс переслать по электронной почте однозначно будет трактоваться как перестраховка, неуверенность в себе, неполное владение ситуацией. И наоборот: если не выясните, какие аспекты интересуют корреспондента, то у него сложится впечатление, что Вы любитель покрасоваться в прессе по любому поводу.
Выберете удобное время для встречи с журналистом
Время встречи (для интервью) всегда выбираете вы (даже если звонит женщина). При этом приглашать представителя шестой власти сразу после телефонного звонка не стоит, но и надолго откладывать рандеву тоже нежелательно (на второй — третий день будет в самый раз). И еще. Слова корреспондента, что он «уложится в 20 минут» — профессиональный прием. Будьте готовы общаться в среднем минут 40, плюс отвечать на множество дополнительных вопросов (они, как правило, появляются в ходе беседы).
Совет. Для того чтобы достойно выглядеть — в своем дневном расписании выберете время, когда вы сможете не отвечать на телефонные звонки и не принимать посетителей. Обоснование: они будут сбивать вас с мысли, то есть разговор получится «рваный» и не впечатляющий. К тому же, журналисты приходят редко и на час вполне можно отвлечься от работы.
И еще. Не спешите быстро изложить информацию и выпроводить гостя — взвешенные грамотные публикации формируют ваш имидж. К слову, политики и бизнесмены выкладывают десятки и сотни тысяч, за возможность появится в СМИ, причем PR всегда оправдывает средства.
Визит представителя шестой власти. Как его встретить?
В «урочный» момент появился журналист. Не поленитесь выйти из-за стола, ведь у вас гость. Лучшей же формой приветствия по-прежнему остается рукопожатие (даме можно улыбнуться, помощь снять пальто или пододвинуть стул). Не забудьте подготовить рабочее место корреспонденту так, чтобы ему было удобно. Речь идет о дистанции: между вами и собеседником находится диктофон, который должен качественно записывать вашу речь, а не своего владельца.
Совет. Как хороший хозяин предложите чай, кофе или минеральную воду, ведь представитель СМИ приехал с другого конца города и может быть уставшим. Такая мелочь подсознательно засчитывается в актив.
Как давать интервью журналисту
Категорически не следует предлагать корреспонденту начать беседу без диктофона, мол, потом я все повторю, и вы запишите. Техника включается сразу — это в общих интересах (точнее будет изложена информация). Например, во время интервью с политиками — их пресс-секретари тоже обязательно включают диктофоны, что дает возможность избежать недоразумений на тему: говорил — не говорил, спрашивали — не спрашивали.
Итак, пошла работа. Не стоит строить беседу «по статусу», цитировать должностные обязанности, законы или инструкции. Отвечайте на вопросы так, как разговаривали бы с хорошими знакомыми. Кроме того, будет лишним стараться произвести впечатление супермена и разумника. Ведь журналисты встречаются с огромным количеством людей и быстро становятся хорошими психологами — сразу ощущают фальшь и наигранность. Главное помнить: раз представитель СМИ пришел брать интервью, значит вы и ваша работа стоите внимания и поэтому будьте самим собой.
Советы
- Отвечая на вопросы – не берите пример с политиков, которые начинаю говорить обо всем на свете, но только не по делу.
- Не загоняете журналиста в угол фразой: «Ну что это за вопрос?». Даже если он дилетантский, будьте умнее собеседника.
- Не хвастайтесь, но и не приуменьшайте своих заслуг. Интервью — это покупка и продажа. Причем вы — продавец, рекламирующий свои знания, эрудицию и работу.
- Если в зоне вашей ответственности компания, структурное подразделение или отдел, то складывается хорошее впечатление, когда начальник связывает высокие показатели со слаженной работой коллектива. К слову, то, что без руководителя люди вообще работать не будут – журналисты и сами хорошо знают.
- Не расхваливайте вышестоящее начальство — это расценивается как реверанс и подхалимаж к боссу.
- Не раскрывайте факты, которые не хотите увидеть опубликованными. Оговорки, типа, «это для прессы» или «этого писать не надо» – имеют прямо противоположное действие. Ведь у журналиста очень велик соблазн использовать самую интересную информацию.
- Не стесняйтесь вспомнить о проблемах, конечно, только в том случае, если они уже успешно решены.
И еще. Во время интервью говорите о конкретных ситуациях, обязательно приводите примеры (они особенно интересны представителям прессы). В случае если что-то перепутали — не стоит просить выключить диктофон, отмотать назад и стереть запись, просто скажите: «Ошибся», — и поправьте. Этого всегда достаточно.
Знакомство с текстом интервью до опубликования: «за» и «против»
Портит все впечатление — просьба (при завершении интервью) прислать до опубликования материал на согласование. Сразу скажу: журналисты даже если клятвенно обещают отправить текст на «читку» — слово не всегда и далеко не все сдерживают. Тут посоветую одно: сначала думать, а потом говорить.
Еще одни важный момент, если все-таки вы настояли и получили статью, то правки вносить уместно в следующих случаях:
- за время подготовки публикации изменились цифры;
- во время беседы вы использовали узкоспециализированную терминологию, и корреспондент что-то ошибочно трактовал;
- плюс допущена опечатка при написании имен собственных.
Все остальное мы излагаем с учетом диктофонной записи, то есть вы читаете литературную обработку и улучшенную версию собственной разговорной речи. Если же считаете, что сказали лишнее — просто вычеркните.
Совет. Хотите «отшить» работника пера, а также всех его коллег (сарафанное радио среди представителей прессы работает быстро), то переписывайте интервью, кардинально изменяйте текст, плюс «придержите» согласование как можно больше. Результат: публикация, вероятно, и появится, но только потому, что корреспонденту жалко выбрасывать свою работу и нужен гонорар.
Кстати, журналисты — не почтальоны, то есть в наши обязанности не входит разносить свежие газеты и журналы. Их приобретайте сами или скачайте с сайта СМИ. А вот просьба поставить в известность, когда будет опубликована статья воспринимается абсолютно нормально.
Гоните обаяние
Представители шестой власти при подготовке публикаций ориентируются исключительно на собственные впечатления, которые на нас производит беседа и интервьюируемый. Поэтому, как говорил герой всемирно любимого фильма «В джазе только девушки»: «Гоните обаяние на полную катушку», — и успех вам гарантирован. От себя же добавлю, но не льстите.
0 Комментарии